Старшие группы: Старшая группа общеобразовательной направленности №1
Педагоги группы


Особенности занятий в группе
Возрастные особенности детей 5-6 лет.
Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание.
Анатомо-физиологические особенности
Возраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10 см. Но все-таки эти показатели у детей шестого года жизни чуть ниже, чем у воспитанников подготовительной группы. По средним данным, рост ребенка пяти лет составляет около 106,0—107,0 см, а масса тела — 17,0—18,0 кг. На протяжении шестого года жизни средняя прибавка массы тела в месяц — 200,0 г, а роста — 0,5 см.
Развитие личности
Возраст 5-6 лет это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем. Этот период называют сензитивным для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать.
В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире. Ребенок получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом. Главное, в развитии детей 5-6 лет – это их познавательное развитие, расширение кругозора. И все игры, направленные на это, дадут хороший результат. Не отвечайте односложно – «да» или «нет». Отвечайте ребенку развернуто, спрашивайте его мнение, заставляйте думать и рассуждать. «А почему сейчас зима? Докажи. А почему в лесу нельзя разводить костер? Обоснуй». У детей много неосознанной информации в голове, порой аккумулировать ее, разложить по полочкам они не могут. И задача взрослых им в этом помочь.
Важным показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослым и взрослым или взрослым и ребенком. В играх на логику прослеживается и личностный аспект дошкольника. Правильно решив упражнение, ребенок радуется, чувствует уверенность в себе и желание побеждать. Есть дети, которые сдаются, не верят в свои силы и задача родителей, воспитателей, выработать у ребенка стремление победить. Важно, ребенок должен знать, что «Я могу». Но родители продолжают оставаться примером для детей. Если родители несут позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую информацию (личностную и интеллектуальную) можно заложить в ребёнка.
Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта. Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Перспектива школьного обучения создает особый настрой в гpyппах старших дошкольников. Интерес детей к школе развивается естественным путем в общении с воспитателем, через встречи с учителем, совместные дела со школьниками, посещение школы, сюжетно-ролевые игры на школьную тему. Главное - связать развивающийся интерес детей к новой социальной позиции («Хочу стать школьником») с ощущением роста их достижений, с потребностью познания и освоения нового.
К этому периоду жизни у ребенка накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребенок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой стороны, широкий кругозор ребенка может являться фактором, позитивно влияющим на его успешность среди сверстников.
Появляется интерес к арифметике и чтению. Основываясь на умении представлять что-либо, ребенок может решать простые геометрические задачи. Ребенок уже может запомнить что-либо целенаправленно.
Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные, моральные, эстетические.
Ha фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.
Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как лживость, т. е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребенка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто и оградить себя от нападок, ребенок начинает придумывать оправдания своим оплошностям, перекладывать вину на других.
Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребенок узнает, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила. У ребенка необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включение в них детей в процессе повседневной жизни.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
ВНИМАНИЕ:
• - выполнить задание, не отвлекаясь в течение 10-12 минут, наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию;
• - находить 5-6 отличий между предметами, выполнять задания по предложенному образцу, находить пары одинаковых предметов ;
ПАМЯТЬ:
• - запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 минут;
• - рассказывать наизусть несколько стихотворений;
• - пересказать близко к тексту прочитанное произведение;
МЫШЛЕНИЕ:
• - определять последовательность событий;
• - складывать разрезанную картинку из 9 частей;
• - находить и объяснять несоответствия на рисунках;
• - находить и объяснять отличия между предметами и явлениями;
• - находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор.
МАТЕМАТИКА
• Счет в пределах 10, знакомство с цифрами.
• Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечает на вопросы: «Сколько?». Уравнивает неравные группы предметов двумя способами.
• Сравнивает предметы (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность определенным путем наложения или приложения.
• Называет утро, день, вечер, ночь; имеет представление о смене частей суток.
• Называет текущий день недели.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
• Имеет достаточно богатый словарный запас.
• Может участвовать в беседе, высказывать свое мнение.
• Составляет по образцу рассказ по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения.
ПОЗНАНИЕ
• Различает и называет виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту.
• Классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны.
• Знает название родного города, страны, ее столицы, домашний адрес.
• Знает о значении солнца, воздуха, воды для человека, животных, растений.
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
• Знает стихотворения, считалки, загадки.
• Называет жанр произведения.
• Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворения.
• Называет любимого детского автора, любимые сказки и рассказы.
Родители ДОЛЖНЫ быть оставаться примером для детей. Если родители несут позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую информацию (личностную и интеллектуальную) можно заложить в ребенка
отдых всей семьей, вместе с ребенком обсуждая совместные планы.
Построение предметно-развивающей среды
РАЗДЕВАЛКА
Цель: развивать умение быстро одеваться и раздеваться, аккуратно складывать вещи. Закреплять знания детей о названии одежды в зависимости от времени года. Воспитывать бережное отношение к вещам. Закреплять навыки самообслуживания.
№ |
Мебель и оборудование |
Количество |
|
Шкаф детский четырехсекционный |
1 |
|
Шкаф детский пятисекционный |
4 |
|
Ковровое покрытие 1,8x3 |
1 |
|
Стенд «Меню» |
1 |
|
Стенд «Для Вас, родители» |
1 |
|
Стенд «советы Айболита» |
1 |
|
Стенд «информация» |
1 |
|
Скамейка детская |
2 |
|
Шкаф для одежды одностворчатый |
1 |
|
Стенд «наше творчество» |
1 |
|
Сушилка для одежды встроенная |
1 |
ГРУППОВАЯ КОМНАТА
Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.
Предметно-развивающая среда группы максимально приближена к интересам и потребностям каждого ребенка. Мы старались, чтобы ребенок имел возможность заниматься любимым делом в выбранном им мини уголке.
Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта. Среда, окружающая детей в группе должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них. Цветовая палитра представлена теплыми, пастельными тонами. Предметно – развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей.
Учитывая то, что игра для ребёнка является ведущим видом деятельности, мы старались подобрать атрибуты, позволяющие строить сюжеты игр, подражать тому миру, который ребёнок познаёт. Игровая среда меняется со сменой педагогических задач, с изменением роли самой игры.
№ |
Мебель и оборудование |
Количество |
|
Стол детский |
8 |
|
Стул детский |
24 |
|
тумбочка д/уголка природы |
1 |
|
Полка настенная |
1 |
|
Стенка дет. д/игрушек |
2 |
|
Мольберт двусторонний |
1 |
|
Тумбы для пособий |
2 |
|
Игровой уголок «Кухня» |
1 |
|
Игровой уголок «Парикмахерская» |
1 |
|
Игровой уголок «Спортивный» передвижной |
1 |
|
Книжные шкафы |
2 |
|
Ковровое покрытие 3х3,50 |
1 |
|
Стол письменный |
1 |
|
Стул офисный |
2 |
|
Часы |
1 |
|
Карниз потолочный |
1 |
|
Этажерка угловая деревянная |
1 |
СПАЛЬНАЯ КОМНАТА
На сон ребенка во многом влияет оформление спальни. Ведущими психологами мира давно было установлено, что на детский сон, а он является главным во всей жизнедеятельности ребенка, влияет цветовое решение спального помещения. Теплые пастельные цвета несут успокаивающий эффект.
№ |
Мебель и оборудование |
Количество |
|
Кровать детская с матрацем |
18 |
|
Шкаф для пособий |
1 |
|
Шторы |
2 |
4. |
Дорожки, коврики для гимнастики |
7 |
БУФЕТНАЯ
№ |
Мебель и оборудование |
Количество |
|
Буфет-мойка |
1 |
|
Тарелка для первого блюда |
24 |
|
Тарелка для второго блюда |
24 |
|
Чашка |
24 |
|
Тарелка для хлеба |
7 |
|
Салфетница |
9 |
|
Ложки десертные |
24 |
|
Ложки чайные |
5 |
|
Вилки |
24 |
|
Ножи |
24 |
|
Ножи разделочные |
3 |
|
Половник |
2 |
|
Доска разделочная |
2 |
|
Ложка раздаточная |
1 |
|
Салатники |
24 |
|
Кастрюля для 1 блюда |
1 |
|
Кастрюля для 2 блюда |
2 |
|
Кастрюля для 3 блюда |
1 |
|
Кастрюля для соуса |
1 |
|
Чайник эмаль |
1 |
|
Кастрюля с крышкой (эмаль) для отходов |
1 |
|
Разнос пластмассовый |
2 |
|
Стол раздаточный |
1 |
|
Машина посудомоечная |
1 |
|
Подставки металлические для столовых приборов |
3 |
|
Бак для замачивания посуды |
1 |
ТУАЛЕТНАЯ И
УМЫВАЛЬНАЯ КОМНАТА
Цель: развивать представление о туалетных принадлежностях, их назначении. Учить последовательному выполнению гигиены в туалетной комнате. Воспитывать чистоплотность. Прививать культурно – гигиенические навыки.
№ |
Мебель и оборудование |
Количество |
|
Шкаф хозяйственный 2-хсекционный |
1 |
|
Полотеничница |
2 |
|
Унитазы |
4 |
|
Умывальники |
4 |
|
Поддон для мытья ног |
1 |
|
Расчесочница |
1 |
|
Ведро 15л. |
2 |
|
Таз пластмассовый большой |
2 |
|
Таз пластмассовый маленький |
3 |
|
Швабра деревянная |
2 |
|
Бумагодержатель |
4 |
|
Емкость для хлорамина |
1 |
|
Квачи |
4 |
|
Мыльница |
3 |
Центр развивающих игр.
Задачи: развитие словаря, освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, непосредственно в которой происходит общение. Воспитание звуковой культуры. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи. Знакомство с миром природы и формирование экологического сознания. Развитие элементарных математических представлений, интеллектуальное развитие дошкольников, формирование приемов умственной деятельности. Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей через различные виды деятельности, совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста.
Оборудование и материалы, которые есть в уголке:
- Крупная мозаика, сборные игрушки, шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения, лото «Сказки», «Что для чего», «Все профессии важны», «Парные картинки», «Картинки-половинки», развивающие игры «Веселый зоопарк, «Собери похожее», «Дары природы», « Логическое домино», « Домино», « Шашки», « Шахматы» , « Детям о животных»
Игры на сенсорное развитие: «Бусы», «Цепочки», «Пуговицы», «Игрушки».
Пазлы на 24 детали.
- Комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы, счетный материал.
- Различные мелкие фигурки и нетрадиционный материал (шишки, орешки, камушки, различная крупа ). Набор для счета «Яблочки», «Бабочки»
-Блоки Дьенеша, палочки «Кьюзера»
доски-вкладыши, рамки-вкладыши, набор цветных палочек .
- Разрезные (складные) кубики с предметными картинками (4-6 частей).
- Разрезные предметные картинки, разделенные на 2-4 части (по вертикали и горизонтали).
-Большой и средний транспорт; небольшие игрушки (фигурки людей, животных).
Материалы по развитию речи и познавательной деятельности.
- Наборы картинок для группировки, до 4-6 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, животные с детенышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода.
-Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению и т. п.)
- комплект материалов для конструирования и моделирования. Обучение грамоте .
-Комплект разрезных карточек для организации групповой игровой деятельности
-Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации).
- Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения).
- Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей) .
-Сюжетные картинки крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку, - сказочной, социобытовой).
- Игрушки и тренажеры для воспитания правильного физиологического дыхания.
«Сундучок экспериментирования» - ракушки, камни, семена, шишки, и т.д.; баночки, трубочки, песочные наборы, фартуки.
Материал уголка мы используем как на занятиях, так и для индивидуальной работы с детьми.
- Комплект пособий по финансовой грамотности.
Центр сюжетно-ролевой игры.
Оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы». В связи с тем, что игровые замыслы старших дошкольников весьма разнообразны, вся игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр. Игровой материал помещен в коробки с условными обозначениями, дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры, и переносят игровой материал в удобное для них место.
Оборудование и материалы, которые есть у нас в центре:
Куклы
кукольная мебель для комнаты и кухни;
гладильная доска
атрибуты для игры в
«Магазин» ,«Парикмахерскую»,
«Больницу», «Водителей» и др.
наборы кухонной и чайной посуды;
набор овощей и фруктов;
машины крупные и средние; грузовые и легковые;
весы
сумки
ведёрки
утюг
набор «Строитель»
Конструктор « Лего»
игрушки-забавы;
одежда для ряжения.
Центр физической культуры
Цель: приобщение детей к физической культуре и здоровому образу жизни. Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Оборудование и материалы, у нас в уголке:
- доска ребристая;
- коврики, дорожки массажные;
- мячи;
- корзина для метания мячей;
- обручи;
- кегли;
- кольцеброс,
- шнур длинный и короткий;
- ленты разных цветов;
- флажки;
- атрибуты для проведения подвижных игр, утренней гимнастики.
Центр изобразительного искусства.
Цель: формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изо деятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно – творческих способностей, самостоятельности, активности.
Оборудование и материалы, у нас в уголке:
Материал для рисования: мольберт, цветные карандаши, восковые мелки, альбомы, кисточки - тонкие и толстые; акварельные и гуашевые краски, баночки для воды, трафареты для рисования, раскраски, бумага разного размера и формы, пальчиковые краски.
Материалы для лепки: пластилин, стеки, индивидуальные доски, печатки.
Материал для аппликации и ручного труда: клей, цветной и белый картон, цветная бумага, бумага – гофре.
Музыкально – театральный центр.
Цель: центр музыкально – театрального развития знакомит детей с элементарными основами музыкального искусства, воспитывает музыкальную культуру, развивает творческое воображение, фантазию, побуждает к импровизации с использованием доступных ребенку средств выразительности ( мимика, жесты, движения).
Оборудование и материалы, у нас в уголке:
- звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, бубен, дудочки, металлофон, барабан)
- музыкальные дидактические игры;
- театр настольный, небольшая ширма и наборы кукол (пальчиковых, плоскостных, би-ба-бо, мелкие игрушки);
- театр деревянной игрушки;
- декорации,
- готовые костюмы,
- маски для постановки сказок,
- одежда для ряженья.
Музыкальные инструменты доставляют детям много радостных минут и развивают фонематический слух и чувство ритма. Мы стараемся знакомить малышей с различными видами театра. Встреча с куклой помогает детям расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.
Книжный уголок.
Задачи: Формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой; Формирование и расширение представлений об окружающем.
Оборудование и материалы, у нас в группе:
полка для книг,
книжки по программе,
любимые книжки детей,
В книжной витрине группы мы выставляем обычно 6-7 книг, как правило, уже знакомые детям, с яркими, крупными иллюстрациями. Срок пребывания книги в уголке определяется интересом детей к этой книге. В среднем срок ее пребывания в нем составляет 2-2, 5 недель. В уголке мы даем детям первые уроки самостоятельного общения с книгой: знакомлю с уголком книги, его устройством и назначением, учим рассматривать книги только там (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место). Наши малыши любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки
Центр строительных игр.
Задачи: Развивать представления об основных свойствах объемных геометрических, в основном крупных, форм (устойчивость, неустойчивость, прочность, шершавости –гладкости их поверхности), в приобретении умений воссоздать знакомые предметы горизонтальной плоскости (дорожки, лесенки, стульчики и т. д.), развивать навыки сотворчества со взрослыми, самостоятельного творчества, развивать мелкую моторику пальцев рук, в приобретении умения строить мебель, горки, дома. Учить понимать видоизменяемость, вариативность конструкции, возможность строительства не только по горизонтали, но и по вертикали. Уметь анализировать объект, видеть основные части детали, составляющие сооружения, возможность создания их из различных форм.
Оборудование и материалы, которые есть у нас в уголке:
- пластмассовые конструкторы с разнообразными способами крепления деталей ; конструктор ЛЕГО,
- крупный деревянный конструктор,
- пластмассовые кубики,
- строительные наборы с деталями разных форм и размеров;
- мягкий конструктор;
- маленькие игрушечные персонажи для обыгрывания.
Играя с конструктором, наши малыши формируют не только моторику, внимательность, мышление, воображение, но и приобретают трудовые навыки.
Уголок природы.
Задачи: Экологическое воспитание и образование детей. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование и материалы, которые есть у нас уголке:
- комнатные растения ( бегония, герань, бальзамин, традесканция, фиалка, сансевьера)
- календарь природы;
- изготовлены поделки из природного материала;
- материал для организации экспериментирования: микроскоп, лупы, зеркала, песочные часы, фонарик, ёмкости (стаканчики, мерки, воронки, трубочки) ; природный и бросовый материал, вата, бумага разных сортов,
- лейки,
- распылитель для цветов,
- палочки для рыхления земли,
- фартуки,
- горшки и поддоны для пересаживания растений,
- паспорт комнатных растений.
Дети нашей группы учатся узнавать растения и называть основные части растения (стебель и листья). Дети учатся поливать растение под руководством воспитателя; учатся правильно держать лейку и лить воду аккуратно. В уголке мы создали условия для игр с песком.
Центр краеведения и патриотического воспитания.
Оборудование и материалы, которые есть у нас уголке:
- Альбомы: «Наша семья», «Петропавловск- Камчатский - старинный и современный», «Мой город», «Природа родного края», «Растительный и животный мир Камчатки»,
- Художественная литература: стихи о родном городе, рассказы и легенды малых народностей Камчатки, стихи и песни о Родине, «О гейзерах Камчатки», «Вулканы», «Русские народные сказки», книги о промыслах, «Загадки Камчатки»
- Рисунки детей и взрослых о себе, городе, окружающей природе.
- Образцы декоративно-прикладного искусства .
- Репродукции картин русских художников.
- Кукла в русском костюме
- Народные промыслы: богородская игрушка медведь и петух, хохломская посуда, филимоновский петушок.
Мини – музей « Достопримечательности Камчатки»
- Дидактические игры: Народные промыслы, Русские узоры, Мой родной край, Узнай наш флаг, Найди такую же, Орнамент.
Уголок безопасности
Цель: знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге, в транспорте , воспитывать в детях грамотных пешеходов необходимо с младшего дошкольного возраста, т.к правила, усвоенные ребенком в этом возрасте, в последствии, становятся нормой поведения, а их соблюдение- потребностью человека. Для этого создаем в детском саду уголки по ПДД. Используем стенды, макеты, игрушки, дидактические игры.
ПЕРЕЧЕНЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ И СПРАВОЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Щёткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет / Под редакцией О.Ф. Горбуновой.-2- изд., испр.,-М.:МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2021.-120 с.
Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений: Методическое пособие для занятий с детьми 4-5 лет.-М: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2020. -72 с.
Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Конспекты занятий с детьми 4-5 лет- М: МОЗАИКА- СИНТЕЗ , 2020. 104.
Абрамова Л,В., Слепцова И.Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Средняя группа. 4-5 лет.-М: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2022.-96с.
Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением . Конспекты занятий с детьми 4-5 лет.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.-72 с.
Фёдорова С. Ю. Планы физкультурных занятий с детьми 4-5 лет.- М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2020.-96 с.
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Конспекты занятий с детьми 4-5 лет.- М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2020.-112 с.
Пензулаева Л.И. О. Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений для детей 4-5 лет.- М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2020. 40 с.
Морозова И. А.,Пушкарёва М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий для работы с детьми с ЗПР 4-5 лет.-2-е изд.,испр. и доп.-М.: Мозаика-Синтез, 2022.-96 с.
Колдина Д.Н. Рисование в детском саду. Конспекты занятий с детьми 4-5 лет.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ 2021.-56 с.
Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет.-М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2014.-80 с.
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа.- М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.-144 с., 24 л. вкл., переиздание дораб. и доп.
Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 4-5 лет.- М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2016.-320 с.
И. А. Лыкова Учебно- методический комплект. Конструирование в детском саду «Умные пальчики» Средняя группа. Издательский дом «Цветной мир»
О. А. Воронкевич Добро пожаловать в экологию. Дидактический материал для работы с детьми 4-5 лет. Средняягрг группа. Коллажи, мнемотаблицы, модели, пиктограммы. Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2017
Обучающая программа
комбинированная (для детей с ОВЗ)
Новости и события
Все новости и событияИнформация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника